Евгений Лимачко (limachko) wrote,
Евгений Лимачко
limachko

Частная жизнь...

...женщины в Древней Руси и Московии: невеста, жена, любовница
Книга прочитана ещё в прошлый отпуск, но руки чего-то дошли только сейчас. Книга очень интересная. Из особенно интересного в книге:
1) Несмотря на «подчинённое» положение женщины в обществе было много возможностей себя показать и даже выйти за любимого. И от своего «я» в замужестве не отказывались. Хотя сфера была регулируема и весьма.
2) Мужчина (знать и прочие некрестьянские) постоянно то на службе, то в отъезде по делам, то на войне. На хозяйстве – жена: покупки, «рациональное управление имуществом и запасами», деньги, холопы и т.д.
3) Сыновья боярские с 14 лет на службе. И отношения у матерей к сыновьям… более, заботливые. И не только у бояр. В общем, ничего не поменялось на Руси. Разве что, детская смертность и необходимость рожать.
4) Женщины – весьма важная социальная сеть в стране, в том числе, в деле хлопотания о продвижении по службе мужей и родственников. Свои парилки, свои женские пиры и т.д.
5) Отдельная глава про интимные переживания «любовь в браке и вне его». Да, да. Вне брака. Любовницы были, были измены и т.д. В средние века. Домострой вообще книга о хозяйстве и устроении жизни (типа справочника). Моралисты того времени тома исписали о падении нравов. Понятия «злой» и «доброй» жены, к слову, изменялись с течением времени. О том, что кроткая женщина на деле может оказаться исчадием ада допирали (в литературе) почти пару веков.
6) Слово «любовь» означало привязанность, благосклонность, мир, согласие. Ласка – лесть, милость. Нежность вообще только в 17 веке появилась. Межличностные ("половые") отношения больше характеризовались словами «любосластвовать», «любопротовать». Дрочити - нежить или принимать ласку (дроченами называли неженок, без различия пола). О том, что женщины более сексуальны считалось по умолчанию.
7) Помимо обычной светской литературы «про жизнь», есть также и эротическая литература. В том числе описания соблазнения, поз для соития, ласк, приёмов, приспособлений и обеспечения у мужчины «ниспадаемого желания». Но фиксация этого всего в текстах пошла только в 16-17 веках.
«Ему велми было любо лице бело и прекрасно, уста румяны… и не мог удержаться, расстегал платие её против грудей, хотя Дале видеть белое тело её… И показалася красота не человеческая, но ангельская»
Наиболее яркое произведение уже нового времени, переводное, но явно с дополнениями – «повесть о семи мудрецах», где описывается соблазнение избранника:
«О, сладкий мой, ты – очию моею возгорение, ляг со мною и буди, наслаждаяся моеи красоты… Молю тебя, свете милый, обвесели моё желание!» И восхотела его целовати и рече: «О любезный, твори, что хощеши и кого ты стыдишеся?! Едино бо есть постеля и комора!» И открыла груди свои и начала казати их, глаголя: «Гляди, зри и люби белое тело моё!»


P.S. Совсем забыл, существовала практика присвоения материнств (так кажется) вместо отчеств, чтобы подчеркнуть какие-то заслуги матери или её статус. Типа, Олег Маринович. Сошла окончательно на нет к петровским временам.
Tags: литература
Subscribe

  • Цветного пластика на 100 рублей

    Старшая сделала подарок. Купюра на ощупь натурально пластиковая. Прозрачные места. На месте кассиров, я бы такие не принимал ))

  • Настоящие деньги

    На этой неделе по какой-то причине (кажется, кто-то в офисе пару раз произнес "спокойствие, только спокойствие") вспомнился Карлсон. Отличий в книге…

  • Фунт Гернси

    Век живи, век учись, дураком помрешь! - гласит известная русская пословица. Вот и я случайно в начале этого года узнал про такую территорию как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments